?

Log in

Userpic

Журнал Теневого Комитета по Культуре

"Вы - не руководители, а злостные вредители!"

Social capital

  • less than 10
Name:
Теневой Комитет по Культуре
Membership:
Open
Posting Access:
Anybody , Moderated
Уважаемые творцы!
Существующая устойчивая стагнация художественно-интеллектуальной сферы имеет под собой не столько материальную, сколько - идейно-художественную подоплеку..
С трудом, в периоды предвыборных кампаний, поддерживая видимость культурной и политической стабилизации в стране, среда руководителей наших творческих союзов не только не в состоянии выработать формулу национальной идеи, но уже и ставит под сомнение саму необходимость таковой, на потеху всему цивилизованному миру.
Подавляющее большинство руководителей московских театров сделали свое имя в период брежневского застоя, одни - получая ордена Ленина, государственные премии, другие - при этом еще как борцы с режимом и диссиденты. За это им большой от нас почет и уважение, но при чем здесь искусство? Абсолютно не котируясь за рубежом, они раздают сами себе "Золотые маски", "Хрустальные Турандот", "Чайки", “Триумфы” и счастливы тем, что зрителей, которым можно дурить голову, у нас в стране больше, чем у них билетов на премьеры. Они выжигают за собой уже не одно поколение молодой режиссуры еще в фазе приобретения высшего образования .
Мы ничего не слышали пока про приватизацию театров. Человек который приватизировал магазин, по Чубайсу или по Лужкову, все-таки заплатил какое-то количество собственных денег и зарегистрировал это свое право на собственность. Кому принадлежит Малый театр? Оба МХАТа? Театр им.Гоголя? Театр на Малой Бронной? и т.д. руководители которых ведут себя так, как будто они получили эти театры для разграбления во время войны с иностранным государством.
СТД с одной стороны и - не профсоюз, который должен, был бы по идее, защищать права театральных работников, так как управляется руководителями театров, которые как частные работодатели занимаются в них предпринимательской деятельностью. Но одновременно, с другой стороны, это и не клуб предпринимателей - заинтересованных в эффективности своих предприятий, вкладывающих (как купец Алексеев) в театры свои капиталы, проводящих целесообразную кадровую политику, стремящихся к введению новшеств и т.д. Как и во всякой семье, в СТД взаимоотношения определяются тем, кто с кем спит, кто кому папа, мама, зять и бедный родственник, кто кому дает кушать. В результате - ни приличных зарплат нет, ни свободных творческих сил. Болото. Кому в нем жить хорошо? Зритель, случайно забредший сюда, оботрется. Актеры - с головой сидят в нем уже долгие годы, деморализованные нищетой и бессилием что-то изменить.
Хорошо жить в этом болоте тому, кто единым фронтом задавил постановление правительства РФ от 22 августа N:1001 о закрытии и передаче казначейству внебюджетных счетов организаций культуры, где ничего не говорится о конфискации средств с этих счетов, но лишь о контроле над этими сомнительными финансовыми потоками. “Мы понижаем цены на билеты, а нас давят!”- первосортный образец демагогии Ю.М.Соломина все-таки удивляет своей незамысловатостью. А как бы Вы могли не понижать цены, если в Малый театр и по дешевым билетам никто ходить не хочет?
У Вас же нет, Юрий Мефодиевич, таких позиций на телевидении как у Г.Волчек или М.Захарова. Зато Вы располагаете обширной производственной базой при театре, цехами, где развернули свой освобожденный от всех налогов бизнес, прикрытием для которого и является представление спектаклей на обеих сценах Малого театра (финансируемое государством).
Тоже самое и о боязни потерять спонсоров. У нас в стране нет других стимулов для спонсорства кроме как дать на культуру деньги которыми ты управляешь (не свои, конечно), с тем чтобы вернуть часть из них наличными (уже - как свои собственные). С передачей счетов в казначейство - такая схема становится проблематичной.
Примаков, отменяя постановление принятое предыдущим правительством, делал недоуменное лицо, не понимая, дескать, вообще его смысл. Ну, так позвоните Кириенко и спросите!
С обаятельнейшей улыбкой ведущей программы “Про ЭТО”, Олег Табаков заявляет что “неприлично - когда кто-то подглядывает за тем, как его любит зритель”. Имеется в виду не любовь зрителей вообще, а - спонсорская любовь. Там, по его мнению, присутствуют такие особо интимные моменты... что... одним словом - “неприлично”.
Такие вот высокие этические критерии, при полном отсутствии эстетических.
Если есть Бог, Истина, значит должны быть и КРИТЕРИИ что хорошо в искусстве, а что плохо.
Если выбрать точку зрения, что искусство - субъективно, и что каждый вправе судить-рядить, тогда критерием искусства становится удовольствие (как в кулинарии) и потрясение (как в боксе).
То есть смысл и значение такого занятия находится где-то между приготовлением десертов или даже самым древним занятием - с одной стороны, и например, фактом падения вам на голову театральной люстры - с другой. Чем с большей высоты она упала бы - тем искусство было бы выше. (Что и оказалось-бы самым большим театральным потрясением. И последним. Поэтому, боясь потерять зрителя, модные режиссеры обрушивают в зрительный зал относительно безобидную для здоровья цирковую пиротехнику, погромче музычку, ну и в зависимости от сексуальной ориентации - что-нибудь из натуры).
Повсеместно отсутствуют критерии по которым можно оценивать какой спектакль считать хорошим, а какой - плохим. Отсутствие критериев, субъективизм - это и есть ваша идеология. Очень удобная также и для бандитов:
- Вы нам только не мешайте, а мы как-нибудь проживем (выживем, продержимся, займемся бизнесом, сдадим в аренду Дом актера, откроем в театре чайный магазин, ресторан, казино, обменный пункт, грабанем Центробанк, дадим кому нужно ногой в пах, и потом отметим пышно очередной юбилей новоявленного патриарха.)
Вот отгремел очередной международный театральный фестиваль, и я не знаю, может быть это и правильно - пригласить на открытие его американский театр, грохнуть в это миллиард, и погубить этим самым десяток отечественных проектов из-за чего-то. Из-за чего? Из-за того, что данный американский театр - некоммерческий, говорят. А что? Теперь, может быть, у нас не найдется и десятка некоммерческих театров. Все - “в бизнесе”.
Но надо все же посчитать. Надо все же обсуждать. Надо кому-то совесть иметь и во время остановиться.

Необходимо как minimum:
1. Немедленное опубликование отчетности расходования средств выделяемых из бюджета на финансирование культуры. (В духе деклараций о построении открытого общества.)
2. Отставка председателя Комитета по Культуре г.Москвы Худякова и зам.председателя вместе с компанией чиновников виновных в нецелевом, произвольном и некомпетентном расходовании бюджетных средств, отпущенных государством и городом на театр.
3. Роспуск СТД и создание отдельно - профсоюза наемных театральных работников и отдельно - союз театральных директоров.
4. Объявление открытого конкурса по театральному руководству.
Государственные театры потому и называются государственными, что они не являются собственностью ни их директоров, ни художественных руководителей, ни творческих коллективов. Тоже самое - муниципальные театры.
Министерство Культуры после открытого и гласного КОНКУРСА назначает (на договор) директора, директор приглашает режиссера, режиссер формирует труппу.
5.Министерство Культуры принимает решения по финансированию частных театров на основе открытого и гласного КОНКУРСА.
6.Отдельно выделяется квота для дебютантов.
Отдельно - для исследовательских проектов в области развития драматического искусства.
7.Для проведения конкурсов Министерством Культуры назначаются члены соответствующих экспертных и попечительских советов по результатам проведения специальных семинаров и конференций, в которых могут принять участие все желающие театральные деятели, журналисты, бизнесмены и другие заинтересованные в театре представители творческой и технической интеллигенции.
Целью специальных семинаров является 1. декларация принципов новой культурной политики; 2. обсуждение ее, внесение дополнений и поправок.
Целью специальных конференций является 1. дискуссия по поводу принципов новой культурной политики; 2. выявление ее сторонников, а из их числа - кандидатов в соответствующие комиссии, экспертные и попечительские советы.
Министр Культуры лично присутствует на семинарах и конференциях, отбирает и назначает экспертов из числа кандидатов. Демократический способ (как-то, например, тайное голосование) - неуместен, так как и во всяком деле знающих людей - меньше, а невежд - большинство.
Министр Культуры отвечает перед Государственной Думой за соответствие реальной культурной политики принципам декларируемой.
Если кому-то не нравятся сами принципы - он имеет право их критиковать и предлагать другие.
8. Предоставление возможности в СМИ открыто критиковать деятельность МК, СТД, и художественное руководство театров.
9. Отмена всех ограничений на продажу билетов через городские театральные кассы.
10. Квотирование площадей в городской сводной афише для бесплатного размещения рекламы новым театральным объединениям.
11. Создание театра-лаборатории по принципу актерской биржи, где творческий потенциал незадействованный в государственных театрах мог бы обрести востребованность, минимальную материальную и моральную поддержку, повысить свою квалификацию. Но ни в коем случае это дело нельзя поручать коммерческим структурам типа антрепризы Трушкина (пардон,Чехова) преследующих единственно свои корыстные, материальные интересы.

Как maximum необходимо:
1. Определиться с направлением культурной политики. (В Южной Корее, во время тамошнего кризиса, народ не толпился у банкоматов, а наоборот - нес обручальные колечки в национальный банк, чтоб только он, не дай бог, не рухнул.
Материалистическая точка зрения заключается в том, что сначала надо подобрать хорошего премьера и председателя Центробанка.
А идеалистическая (еще ни разу не пробовали) - в том, что только грамотный министр культуры, знающий, что на самом деле есть благо для Государства и Человека, только он и должен формировать остальной кабинет.)
Как можно обсуждать принципы налоговой политики, пытаться защищать производителя или, наоборот - потребителя, если отсутствует всякая государственная политика как таковая?
Цели сейчас нет у государства. Нет ни идеи, ни идеологии, значит, не может быть и “способа выхода из тупика”. Не обозначено само понятие выхода.
Когда мы разберемся с тем, что такое КУЛЬТУРА в истинном, религиозном смысле этого слова, появится возможность увидеть образ желаемого нам ГОСУДАРСТВА, в укреплении которого (а не отмирании) будет заинтересован каждый его гражданин - ЧЕЛОВЕК, потому, что ему в нем будет жить хорошо. А в разлагающемся государстве мы уже живем.
Только в ГОСУДАРСТВЕ которое служит не временным, а вечным целям, личности может быть гарантирована свобода. И наоборот, государство, существующее ради мелочных, суетных целей, не может уважать свободу.
Это все - давно прописанные идеи “культурного православия” Д.А.Хомякова (сына известного богослова и поэта А.С.Хомякова), а также многих других отечественных философов, таких как И.В.Киреевский, С.Н. и Е.Н.Трубецкие, отец Павел Флоренский, С.Булгаков, Н.А.Бердяев, В.Ф.Эрн, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, В.И.Иванов, Д.С.Мережковский, С.А.Алексеев (Аскольдов), Л.П.Карсавин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский, П.И.Новгородцев, И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, Е.В.Спекторский и др., отворачиваясь от которых, мы оказываемся перед необходимостью изобретать велосипед. В чем основная посылка русской классической философии? В “Православии” (1905г.) Д.А.Хомякова мы находим:"...Православие являлось не столько чисто церковным началом, сколько каким-то другим, - средним между церковью и государством: перед таким скорее может склонить главу с почтением иноверец..." И далее:"В этом факте заключается два фактора, оба очень существенные в отношении проявления того, что мы называли культурное Православие. Первый состоит в том, что проявляющий эту культурную черту народ явно дает понять, как глубоко в нем живет сознание того, что перед Богом "несть Эллин ни Иудей и т.д.",...Второй фактор в этом явлении заключается в сознании народом того, что внешняя сторона, форма быта, даже язык, как нечто тоже внешнее, есть совершенно несущественное нечто при оценке других людей..." И то, что к культуре имеет отношение только вера в Бога, дает нам колоссальный объединительный ресурс в установлении вертикали национальной идеи:
1.КУЛЬТУРА
2.ГОСУДАРСТВО
3.ЧЕЛОВЕК.
(Деятельность ГОСУДАРСТВА должна быть подчинена интересам КУЛЬТУРЫ.)

2.Министерству Культуры РФ как органу ГОСУДАРСТВА финансировать (через открытый и гласный КОНКУРС) проекты направленные
во-первых,
на утверждение, или в основном соответствующие идее “культурного православия”.
во-вторых, на утверждение преимущества сильного ГОСУДАРСТВА.
Государство не вмешивается в творческий процесс, но через Министерство Культуры, систему попечительских советов при театрах, оказывает руководство культурным процессом в целом, оценивая по конечному содержанию того или иного произведения искусства, спектакля и т.д. перспективность поощрения творческого проекта, применяя материальные и моральные стимулы, гласно высказывая рекомендации по дальнейшему развитию культурного процесса в целом, и драматического искусства в частности.

3.Введение государственной художественной (не политической) цензуры и лицензирования.

Social capital

  • less than 10

Statistics